Подтверждено испытаниями: вечные молоты на заводе в стерлитамаке

ВЕЧНЫЕ МОЛОТЫ НА ЗАВОДЕ В СТЕРЛИТАМАКЕ

Журнал: Основные средства №06 (06)/2014

Только на заводе «Строймаш» в Стерлитамаке можно увидеть выпущенный более тридцати лет назад штанговый молот, впервые потребовавший ремонта.

С 1953 г. завод производит молоты, уникальная конструкция которых до сих пор является актуальной. Благодаря ей молоты просты в производстве, легки в эксплуатации и, действительно, десятилетиями не требуют капитального ремонта. Недавно на завод привезли молот 1978 г. выпуска, износ цилиндра у которого после 36 лет работы составил 1 мм. Такой высокий показатель износоустойчивости удивил даже сотрудников завода. «Есть только одна сложность продажи наших молотов, – сетует заводская служба продаж, – один продашь, а он вечный, и замена ему не понадобится в ближайшие несколько десятилетий».

Формально у стерлитамакского завода есть несколько конкурентов: еще один отечественный завод сваебойного оборудования и ряд производителей однотипных молотов из Китая. Следуя правилу, что врага нужно знать в лицо, специалисты завода «Строймаш» приобрели молоты конкурентов, чтобы их детально изучить и при необходимости модернизировать собственную продукцию. В ходе испытаний выяснилось, что конкуренты вовсе не конкуренты, и уникальные продукты завода «Строймаш» до сих пор остаются непревзойденными по основным показателям: ремонтопригодности, надежности работы, износоустойчивости и простоте в эксплуатации, поскольку каждый молот «Строймаша» проходит стендовые испытания по заводской методике.

РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ

Эксплуатация в полевых условиях предполагает различные внештатные ситуации, в которых молот подвергается дополнительному испытанию на прочность: его роняют или ударяют, из-за чего может повредиться штанга.

Китайские молоты имеют несъемную штангу, направляющие втулки, устанавливаемые  в цилиндре, являются одноразовыми, и их невозможно заменить в полевых условиях – только в заводских, и даже это является трудноразрешимой задачей.  Как следствие, для устранения возникших проблем необходимо наличие спецоборудования, поэтому в случаем поломки молоты необходимо везти на ремонт. Учитывая, что в России до сих пор нет специализированных сервисных центров для китайских молотов, проблема ремонта таких молотов для потребителя становится особенно актуальной.

Существенным преимуществом молотов «Строймаша» является их ремонтопригодность в полевых условиях: достаточно привезти с завода комплектующие и поменять их прямо на объекте.

ПРОСТОТА В ЭКСПЛУАТАЦИИ

В конструкции сброса на ударной части молота на заводе «Строймаш» предусмотрена втулка для облегчения проворачивания, благодаря чему сброс молота перед началом работы может произвести один человек. На китайском молоте поворотная втулка отсутствует, и во время испытаний этих молотов на производственной площадке в Стерлитамаке его не смогли запустить даже двое операторов, буквально повисших на молоте. Как его запускают в самом Китае, остается загадкой. По всей видимости, сброс молота осуществляется «с помощью 5–6 китайских операторов, висящих на рычаге сброса молота».

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Некоторые параметры сваебойного молота влияют на выбор его модели и потому должны максимально отвечать технической документации. Однако в случае с китайскими молотами можно столкнуться с тем, что вы приобретете молот весом по документам 3,5 т, а реально – на 120 кг меньше.

Кроме того, китайские молоты длиннее отечественных, и это необходимо учитывать при определении максимальной высоты сваи на отечественных копрах. Дело в том, что у китайского молота высота подскока выше на 50 см, чем у отечественного, и габарит суммарно больше на 80 см. Это делает невозможным его установку на 12-метровый копер – необходимо удлинять мачту. Так что фактически китайским молотом можно забивать только 11-метровые сваи, в то время как молоты и копры завода «Строймаш» являются продукцией одного производителя и соответственно адаптированы друг к  другу.

Тем не менее на «Строймаше» разработана мачта, адаптированная к  использованию китайских (более габаритных) молотов с возможностью погружения 12-метровых свай.

ЭНЕРГИЯ УДАРА

На первый взгляд, большая заявленная энергия удара у китайских молотов (одинаковой ударной массы) выглядит как преимущество, однако китайцы не применяют коэффициент 0,6, который вводится согласно требованиям ГОСТа и учитывает энергию удара с учетом потерь. Потенциальная энергия у наших молотов сопоставимая, так что фактически преимуществ у китайских молотов по этому показателю нет.

КОМПРЕССИОННЫЙ КОЛЬЦА

Качество продукции во многом зависит от качества комплектующих, поэтому на заводе «Строймаш» тщательно выбирают поставщиков. Одна из важнейших составляющих конструкции молота – компрессионные поршневые кольца, которые предотвращают утечку газов из поршневой полости и поддерживают компрессию в цилиндре. Использование в процессе эксплуатации некачественных колец приводит к тому, что молот теряет мощность или вообще не запускается. Большой удачей для завода «Строймаш» стало сотрудничество с уникальным отечественным производителем компрессионных колец, который делает кольца по старой испытанной технологии – она довольна трудоемкая и дорогостоящая даже по современным по меркам, однако считается образцом качества в своей отрасли. Таким образом, сразу после сборки оборудование «Строймаша» стопроцентно готово к работе.

СИСТЕМА СМАЗКИ

Чтобы сполна оценить стерлитамакские молоты, можно привести простой пример. У китайского молота отсутствует масляный насос, и масло добавляется прямо в топливо, а то, что не сгорело, какое-то время смазывает трущиеся узлы и детали. Из-за этого при эксплуатации молот перегревается, у него сгорает верхнее кольцо и возникает множество других последствий, ведущих к ремонту.

Наличие масляного насоса на отечественных молотах обеспечивает дозированную подачу масла, что улучшает работу молота и препятствует его перегреву.

ОТЛИВКА

Сваебойные молоты выполняют тяжелую и трудную работу при строительстве фундамента – из года в год огромный молот силой удара и своего веса вбивает в землю сваи. Поэтому очень важно, чтобы молот содержал в себе как можно меньше составных частей, которые рано или поздно развалятся под действием вибрации и ударов. Другой отечественный производитель сваебойного оборудования выпускает молоты весом 2,5 и 3 т, но использует для них одну отливку – для 2,5-тонного молота. А для изготовления «трехтонника» просто догружает на молот еще полтонны. Следствием использования пригрузных плит становится сложность проведения ремонта и уменьшение полезной высоты подскока ударной части на 150–200 мм.

Стерлитамакский завод использует разные отливки для каждой весовой категории своей линейки молотов, что делает конструкцию молотов абсолютно надежной. Она устойчива к любым воздействиям, так как в однородном основании просто нечему разваливаться.

КОШКА

У китайского молота кошка всегда находится во взведенном состоянии, и существует вероятность захвата ударной части во время работы молота, что может привести к аварии. Крюк кошки молота стерлитамакского завода всегда находится в отведенном состоянии. В конструкции пальца сброса (на ударной части) предусмотрена втулка для облегчения проворачивания.

Таким образом, очевидно, что до сих пор завод «Строймаш» прочно занимает позиции самого крупного производителя сваебойного и копрового оборудования на территории России и стран СНГ. На сегодня это единственное предприятие, основные показатели продукции которого на высочайшем уровне: ремонтопригодность, надежность работы, износоустойчивость и простота в эксплуатации.